Меню

SLIDER.WEB studio

СоцСсылки

БЛОГ


Среды, код и релизы

Лучшие практики по именованию и разграничению сред в соответствии с их предназначением, взаимному соответствию сред и ветвей кода, и процессу выпуска.

Именование сред

Разработка [dev] — та среда (база данных, сайт, ВМ и т.д.), где развёртываем свежий код и смотрим, что получается.

Демо [demo] — тут промежуточный результат показывается заказчику. Пока развёрнутый здесь полуготовый функционал ждёт внимания заказчика, на [dev] можно всё сломать, работая дальше.

Тестовая [test] — тут тестируется функциональность. Среда наполнена тестовыми данными, которые могут отражать редко возникающие (в рабочей среде) случаи или быть удобными для тестирования. Пока тут идёт тестирование того, что готовится в продакшен, на [dev] уже появляется код следующего релиза.

Промежуточная [stage], она же предпродакшен — тут тестируется развёртывание. Сюда развёртывается последний бэкап системы из продакшена, чтобы проверить обновление на версию.

Продакшен [prod] — тут работают пользователи.

Связь с кодом

В зависимости от системы бывает, что код идёт в развёртывание вместе с конфигурацией (набором переносимых настроек). При этом, сам код ведётся в репозитории, а конфигурация в среде.

Изначально, код, попадающий в ветвь /dev, выкатывается в среду [dev], где настраивается конфигурация к нему. Затем, код и конфигурация (иногда по частям) переносятся в другие среды.

Путь кода

/dev → [dev]

/dev → [demo]

/dev → /main

/main → [test]

/main → [stage]

/main → [prod]

То, что исправляется в /main при тестировании, естественно → /dev.

Путь конфигурации

[dev] → [demo]

[dev] → экспорт в репозиторий отдельно от кода.

репозиторий → [test]

репозиторий → [stage]

репозиторий → [prod]

Ошибки проектирования систем

Рассмотрим, что в архитектуре системы может сделать невозможным гладкий выпуск.

Двусторонняя зависимость

Бывает, что часть конфигурации зависит от кода (нельзя настроить, пока не выкатится какая-либо сборка), но часть кода зависит от конфигурации (это код, который опирается на структуры в базе данных, которые создаются конфигуратором, либо на сборки, которые собираются конфигуратором).

То, что делает путь релиза таким трудным или уникальным — ошибка архитектуры. Её совершают из побуждений «сделать что-то автоматическим», закладывая возможность в единый конфигуратор системы, вместо того, чтобы закладывать в более низко-уровневые инструменты, или «получить быстрый результат», используя такую возможность.

Бывает, что в покупной системе есть несколько путей создания вещей, таких как структуры данных или объекты. Например, в ELMA-BPM есть создание объектов через конфигуратор, а есть через плагин к Visual Studio. Выбирайте более низко-уровневый способ, иначе попадёте на описанную двустороннюю зависимость.

Логика в базе данных

Переразвернуть базу данных гораздо сложнее чем пересобрать код.

Из-за этого, в системах, где много логики в базе, разработчики работают на одном общем экземпляре БД. Обычно они говорят, что им нужна общая БД для разработки, так как: а) там всегда развёрнут последний код от каждого из них и б) там готовы тестовые данные.

Из-за постоянной работы в общей базе (читай «среде»), в свою очередь, теряется смысл ветвления кода в репозитории.

В итоге, от /dev бессмысленно отделять ветви фич, что, в свою очередь, не позволяет выделять длинные работы и делать релизы независящими от них.

Кроме того, поскольку перенос из среды в среду (ибо это из базы в базу) сложнее, количество сред в процессе пытаются сократить, не выходя за [dev] → [stage] → [prod] (а то и [dev] → [prod]). Тестируют и демонстрируют функционал прямо на [dev].

Логика в БД сегодня, это ошибка архитектуры (по многим причинам), которую, наверное, мало кто будет отрицать (хотя случается и такое). В данном случае, это ограничение для повышения качества и сокращения цикла выпуска.

Posted in #факультатив, Инфраструктура, Полезности, Управление on ноя 19, 2019